Главная / Бизнес в Марокко /
Королевство Марокко - одно из самых интересных и развивающихся мест для различных видов бизнеса. В последние годы одним из важнейших источников получения валюты стала такая отрасль бизнеса как международный туризм. В период 1990–2004 число иностранных туристов увеличилось вдвое, достигнув цифры 3,2 млн. человек; большая часть их приезжает в Марокко из Франции. Развитие туризма изменило облик Феса, Марракеша и ряда других, более мелких городов, таких, например, как Варзазат, где были построены крупные современные гостиничные комплексы.
В связи с этим широко начинает развиваться ресторанный бизнес, особенно в крупных городах, таких как Рабат (столица государства), Касабланка, Марракеш, Агадир. Большинство бизнесменов открывают здесь заведения самого различного формата – и небольшие кафе, и фаст-фуды, и роскошные рестораны. Интерьеры большинства марокканских ресторанов выдержаны в национальной традиции – много дерева в отделке, разнообразие красок, витиеватые узоры на стенах. Много мягких подушек и тканей. Иногда обычные стулья заменены удобными диванами, а освещение представлено тяжелым металлическими светильниками, стилизованными под старину. В тоже время достаточно мест, где интерьерных изысков нет и в помине, все максимально функционально и подчинено главной задаче – накормить клиента.
Персонал марокканских ресторанов в основном мужской. Женщины могут помогать, но, в основном, только на кухне. В зал к клиенту выходят официанты-мужчины. Английский язык понимают, но не везде, зато все с пеленок владеют французским, ведь Марокко – бывшая французская колония, и сегодня французский – один из государственных языков. Средний возраст персонала самый разный, но чаще официантами работают молодые люди, многие из которых являются гражданами РФ.
C недавнего времени Марокко укрепляет конкурентоспособность текстильной промышленности. В прошлом году трана создала три новых текстильных направления: джинсовая ткань, нижнее белье и поплиновая ткань, укрепляя таким обрахом конкурентоспособность отечественной текстильной промышленности. Марокко пытается привлечь ведущие мировые текстильные компании и поддерживает их вхождение на свой рынок. В Марокко обеспечены подходящие рыночные условия, так как зарплата марокканской рабочей силы относится к китайской как 1:2.
Марокко придерживается политики привлечения иностранных инвестиций в текстильную отрасль. Благодаря этому удалось привлечь три крупных международных текстильных компании, которые инвестировали 300 млн. долл. США и обеспечили 2500 рабочих мест.
В Марокко на сегодняшний день есть прекрасные возможности для бизнеса, среди которых выделяется пищевкусовая (консервирование фруктов и овощей, мясохладобойная, мукомольная, маслобойная), химическая (завод пластмасс), текстильная, швейная, деревообрабатывающая промышленность.
Широко распостранено также производство сувенирной продукции, например, изделий из сафьяна, ковры, выделка кож.
Многие бизнесмены предпочитают открывать свои небольшие магазины, в которых восновном представлены ремесленные изделия (по-французски они называются artisanant). Такие заведения есть в Марокко возле каждой мало-мальски достойной гостиницы, функционируют они круглые сутки и помимо своего основного бизнеса занимаются и обменом валюты.
|